поиск | контакты
главная
о журнале
учредители
тематика
рецензирование
редколлегия
текущий номер
архив
авторам
гостевая книга
e-library
Яндекс.Метрика
текущий номер

ЖУРНАЛ "ФЕДЕРАЛИЗМ" №3 (83) ЗА 2016-й ГОД

К ЧИТАТЕЛЯМ

Памяти генерала регионалистики

РЕГИОНЫ И ЦЕНТР

Александр ТАТАРКИН, Денис ТАТАРКИН

Российский налогово-бюджетный федерализм в условиях экономической нестабильности

Действующая российская система налогово-бюджетного федерализма характеризуется высокой степенью центра лизации финансовых ресурсов и полномочий, обусловленной аномальной межрегиональной социально-экономической асимметрией. Основной функцией межбюджетного регулирования в условиях экономической нестабильности стало выравнивание их бюджетной обеспеченности. Финансовые проблемы федерального Центра привели к постепенному сокращению межбюджетных трансфертов, передаваемых на региональный уровень, и замене их на бюджетные кредиты. В результате в 2 015 г. у региональных бюджетов резко выросли объемы долговых обязательств. На примере уральских регионов показаны особенности планирования бюджетов на 2016 г. с учетом влияния сложившихся негативных условий. В статье предлагаются основные направления совершенствования российского налогово-бюджетного федерализма: формирование асимметричной модели финансового взаимодействия федерального Центра и регионов с разным уровнем экономического развития, повышение налоговых доходов и расширение налоговых полномочий территориальных органов власти,
закрепление за крупными городскими агломерациями особого налогово-бюджетного статуса, проведение дифференцированной политики по социально-экономическому развитию стратегически важных Арктических территорий.

Ключевые слова: межрегиональная асимметрия, налогово-бюджетный федерализм, региональный бюджет, экономическая нестабильность

Страницы 9 — 26

ТАТАРКИН Александр Иванович, доктор экономических наук, профессор, академик РАН, научный руководитель Института экономики Уральского отделения РАН, e-mail: tatarkin_ai@mail.ru
ТАТАРКИН Денис Александрович, кандидат экономических наук, исполняющий обязанности руководителя Центра стратегического развития территорий Института экономики УрО РАН, e-mail: tatarkin@mail.ru


Евгений БУХВАЛЬД

БУХВАЛЬД

Федеральные округа заняли прочное место в функционировании властно-управленческой вертикали в Российской Федерации. Переход к целостной системе стратегического планирования едва ли возможен без его распространения на уровень макрорегионов, наиболее очевидная идентификация которых наиболее целесообразна именно по аналогии с федеральными округами. Однако с точки зрения позиционирования федеральных округов как участников системы стратегического планирования есть определенные препятствия. Автор статьи указывает на возможность интегрирования федеральных округов в систему стратегического планирования, вменив им соответствующие полномочия как участников (субъектов) такого планирования. Это повысит роль стратегий макрорегионов как связующего звена между стратегированием на федеральном уровне и уровне субъектов Федерации.

Ключевые слова: макрорегионы, межрегиональное взаимодействие, стратегическое планирование, субъекты Федерации, федеральные округа

Страницы 27 — 40

БУХВАЛЬД Евгений Моисеевич, доктор экономических наук, заместитель главного редактора, профессор, заведующий Центром федеративных отношений и регионального развития Института экономики РАН, e-mail: buchvald@mail.ru


Лидия НИКИФОРОВА

Централизация закупочной деятельности регионов Российской Федерации

Федеральным законом от 05.04.2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» предусматривается возможность организации централизованных закупок. Централизация закупок может осуществляться на уровне субъекта государственные закупки), на уровне субъект – муниципалитет (государственные и муниципальные закупки) при наличии соответствующего соглашения между субъектом и муниципалитетом, а также на муниципальном уровне (муниципальные закупки). Поскольку законодательством не предусмотрено каких-либо ограничений по условиям централизации закупок и никаких единых моделей централизации, то
этот вопрос, по сути, отдан на решение субъектам РФ. В результате в настоящее время каждый субъект выстраивает модель в соответствии со своими нуждами и особенностями построения системы управления регионом. Условно сгруппировав существующие модели централизации закупок по общим признакам, автор сравнивает группы моделей по нескольким показателям между собой и с децентрализованной моделью, выявляет положительные и отрицательные стороны каждой из групп. Исследование проведено на основе обобщения информации, поступившей из 64 регионов России.

Ключевые слова: государственные закупки, децентрализация, муниципальные закупки, стоимость осуществления закупки, уполномоченное учреждение, уполномоченный орган

Страницы 41 — 50

НИКИФОРОВА Лидия Викторовна, кандидат экономических наук, председатель правления Общероссийской общественной организации «Гильдия отечественных закупщиков и специалистов по государственному и муниципальному заказу», e-mail: nlv003@mail.ru

СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ

Владимир ЕМЕЛЬЯНЦЕВ

Реформы пенсионного обеспечения в странах евразийской интеграции

Социальное обеспечение и наличие соответствующих институтов являются одним из основных признаков социально ориентированного государства. Право и практика его применения выступают важнейшим регулятором социального государства. В Российской Федерации конституционные нормы допускают распределение рисков и ответственности между государством и гражданином в вопросах социального обеспечения. Наблюдаемый здесь конфликт поколений осложняет процесс реформирования системы социального обеспечения: для старшего поколения на передний край выдвигается разочарованность низким уровнем социальных стандартов, для молодого поколения – забота о своем будущем и будущем своих детей. Это дает почву для разных взглядов, мнений, дискуссий, которые в свою очередь создают основу для разных векторов управленческих решений. Отчетливо этот конфликт проявляется в пенсионной системе, особенно на примере обязательного накопительного компонента. Развитие евразийской интеграции формирует новые вопросы о дальнейших судьбах пенсионной системы. Для государств постсоветского пространства всегда был характерен высокий уровень трудовой миграции. По различным оценкам и сейчас до 10% от общей численности трудоспособного населения работает и длительно проживает в других странах, как правило, нелегально. Это требует решения ряда сущностных проблем с их пенсионным обеспечением в будущем. В статье анализируются основные тренды развития пенсионной системы в Российской Федерации и странах Евразийского
экономического союза.

Ключевые слова: евразийская интеграция, накопительный компонент пенсионного обеспечения, пенсионное обеспечение, пенсионное страхование, социальное обеспечение, социальное страхование, эффективность инвестирования пенсионных накоплений

Страницы 51 — 66

ЕМЕЛЬЯНЦЕВ Владимир Петрович, кандидат юридических наук, главный научный сотрудник Института законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве Российской Федерации, e-mail: 6430668@mail.ru


Ирина КАРАВАЕВА, Евгений ИВАНОВ

Четверть века российского рынка: результаты, риски, новые ориентиры

2016 г. знаменует четверть века в развитии российской экономики в условиях рынка. С одной стороны – это срок еще недостаточный для полноценного сравнения российского рынка с его сложной региональной структурой с передовыми федеративными государствами, которые шли к современному благополучию сотни лет через болезненные кризисы, реформы и войны. Но, с другой стороны – это жизнь целого поколения, которая претерпела за этот период кардинальные изменения. В статье рассматриваются позитивные и негативные результаты данного этапа развития российского общества и российской экономики. Представлена динамика основных показателей развития социальной, предпринимательской и финансово-денежной сфер российского рынка.
Сопоставление достижений и рисков сформировавшихся в итоге четверть- векового развития реального, финансового и социального секторов российской экономики позволяет дать оценку тому, что наше общество получило за это время, какие проблемы нужно будет решать завтра, чтобы в будущем избежать существенных экономических и политических катаклизмов, сопровождавших нас в эти четверть века. Авторами также предлагаются вероятные сценарии развития российской экономики, рассматриваются возможности использования монетарных и бюджетных регуляторов на федеральном и субфедеральном уровнях.

Ключевые слова: период 1991–2016 гг., реальная экономика, рынок, рыночные трансформации, социальная сфера, уровень жизни, финансово-денежная сфера, экономика России

Страницы 67 — 82

КАРАВАЕВА Ирина Владимировна, доктор экономических наук, профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН; руководитель сектора экономической безопасности Института экономики РАН; профессор Экономического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова, e-mail: ikaravaeva@inecon.ru
ИВАНОВ Евгений Александрович, кандидат экономических наук, ведущий научный сотрудник сектора экономической безопасности Института экономики РАН, e-mail: kurnova@inecon.ru


Сталина БЕЛОЗЕРОВА

Преобразования в промышленности требуют регулирования трудовых и социально-экономических отношений

Важнейшим фактором обеспечения роста экономики являются преобразования в промышленности. Решение этой задачи требует изменения мер государственного регулирования как на федеральном уровне, так и на уровнях субъектов Федерации. Характер этих мер зависит от природы изменений, происходящих в промышленности. При модернизации, предполагающей сохранение индустриального труда, регулируются прежде всего трудовые отношения. В них сохраняются традиционные функции работников по обеспечению производственного процесса (токарей, фрезеровщиков, механиков и др.). При этом на первое место выдвигаются компенсационные надбавки, связанные с ростом интенсивности труда либо его продолжительностью.Инновационная переориентация экономики сопровождается более широким подходом к регулированию трудовых отношений. Важнейшим фактором здесь становится функциональная занятость работника. В новых технологиях работник не только производит продукцию, но и одновременно
управляет процессом производства. Это означает, что в условиях освоения
новых технологий возникает потребность в регулировании социально-экономических отношений. Необходимо учитывать, что в условиях новых технологий резко усложняются функции работника. Работник становится не только организатором внедрения новых технологий, но и основным специалистом по управлению техпроцессом на своем участке производства. Новые функции работника требуют не только новой оценки труда, но и регулирования новых социально-экономических отношений, возникающих на основе изменений в технологии производства и управления им.

Ключевые слова: инновации, интересы, кадры, мотивация, оборудование, обучение, промышленность, работоспособность, социальное регулирование, социально-экономические отношения, стимулирование, стратегия, управление

Страницы 83 — 96

БЕЛОЗЕРОВА Сталина Михайловна, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник Института экономики РАН, e-mail: stalina@smtp.ru


Илья ПРАВКИН

Интегрированные корпоративные структуры в аграрной сфере Республики Мордовия

Крупные вертикально интегрированные структуры на основе организации внутрирегионального или межрегионального взаимодействия совокупности предприятий занимают все более значимое место в современной агропромышленной сфере. Данная тенденция наблюдается и в Республике Мордовия, в экономике которой агропромышленный комплекс играет важную роль. Об этом свидетельствует в т.ч. показатель доли сельского хозяйства в ВРП. В 2014 г. он составил 13,3%, позволив республике занять по этому показателю второе место среди регионов ПФО. В статье предлагается группировка предприятий АПК Республики Мордовия по критерию численности работающих. Выделяются предприятия, занимающиеся только сельским хозяйством; предприятия, которые кроме производства сельскохозяйственной продукции занимаются еще и ее переработкой; перерабатывающие предприятия; агрохолдинги республики. Вывод о ведущей роли крупных аграрных предприятий корпоративного типа в агропромышленном комплексе и экономике республики подтверждается статистическими данными годовых отчетов
Министерства сельского хозяйства и продовольствия Республики Мордовия.

Ключевые слова: агропродовольственные корпорации, агрохолдинг, АПК, вертикально интегрированные структуры, внутрирегиональное взаимодействие, группировка сельскохозяйственных предприятий, Приволжский федеральный округ, Республика Мордовия, сельское хозяйство

Страницы 97 — 116

ПРАВКИН Илья Михайлович, соискатель кафедры государственного и муниципального управления Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова, e-mail: Pravkin@list.ru

МЕСТНОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ

Владимир МИРОШНИК

Территориальная организация местного самоуправления

Важнейшей предпосылкой реализации права граждан на местное самоуправление является его территориальная организация, обеспечивающая доступность местной власти для населения. Практика формирования территорий муниципальных образований в Кемеровской области в 90-е гг. показала, что эффективность местного самоуправления зависит от размера территории муниципального образования, наличия достаточных материальных (имущество, объекты инфраструктуры), финансовых (доходная база), интеллектуальных (квалифицированные кадры) ресурсов. Политическая ситуация, сложившаяся в Кузбассе в это время, привела к более позднему, чем в других регионах, оформлению территориальной организации местного самоуправления. В поисках оптимальных размеров территории муниципальных образований власти региона стремились максимально сохранить сложившиеся границы поселений, социально-экономические, культурные, национальные связи и традиции. В статье анализируется опыт реформирования территориального устройства в современных условиях. Изучены мотивы принятия решений и конкретные действия органов государственной власти и местного самоуправления.
На основе проведенного исследования автор вносит предложения по изменениям в законодательство, которые направлены на совершенствование территориального устройства местного самоуправления.

Ключевые слова: городской округ, границы муниципального образования, модель территориальной организации местного самоуправления, муниципальное образование, муниципальный район, поселение, территория местного самоуправления

Страницы 117 — 134

МИРОШНИК Владимир Александрович, кандидат исторических наук, доцент, декан экономического факультета Кемеровского технологического института пищевой промышленности (университета), e-mail: ef@kemtipp.ru

ДИАПАЗОНЫ БЕЗОПАСНОСТИ

Сергей КАЗАНЦЕВ

О новой Стратегии экономической безопасности Российской Федерации

29 апреля 2016 г. исполнилось 20 лет со дня принятия Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. Предполагалось, что Стратегия будет действовать в период экономических преобразований, который продлится от трех до пяти лет. Однако за последние годы в мире и в стране произошли глубинные изменения, которые поставили вопрос о необходимости разработки и принятия новой Государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации. В статье представлены результаты анализа автором Стратегии национальной безопасности, государственной стратегии экономической безопасности Российской Федерации и Федерального закона «О безопасности» и его предложения в текст новой Стратегии экономической безопасности России. Опираясь на эти документы и на основе изучения современных угроз безопасности России, автор предлагает включить в текст новой Стратегии национальной безопасности России следующие подразделы: защищаемый объект; угрозы, от которых объект следует обезопасить; источники этих угроз; цель защиты; защищающие и их ответственность; силы, средства, приемы, методы защиты; условия и время их применения; индикаторы угроз и уровня обеспечения безопасности; мониторинг угроз и обеспечения безопасности.

Ключевые слова: защищенность, Российская Федерация, стратегия, субъект Российской Федерации, угрозы, экономическая безопасность

Страницы 135 — 144

КАЗАНЦЕВ Сергей Владимирович, доктор экономических наук, профессор, заместитель директора Института экономики и организации промышленного производства СО РАН, г. Новосибирск, e-mail: kzn-sv@yandex.ru


Константин ЗАЙКОВ, Александр ТАМИЦКИЙ, Максим ЗАДОРИН

Основы этнонациональной политики государства на примере Российской Федерации

За последние годы было принято немало нормативных правовых документов в сфере регулирования национального вопроса. Однако проблемы остаются, конфликты не прекращаются, социальная напряженность в этой сфере общественной жизни не снижается. Периодически возникающие конфликты в сфере межэтнических и этнонациональных отношений говорят о серьезных недоработках и системных нарушениях в этой сфере государственной политики. Одной из причин является отсутствие на сегодняшний день единого подхода в отношении этнонационального вопроса. Эта проблема существует в международно-правовом измерении, в доктрине современной политической и правовой науки, в методах урегулирования и последовательного нивелирования конфликтогенности при столкновении этносов
и культур. В статье рассматривается вопрос об основах этнонациональной
политики государства на примере Российской Федерации (органов государ-ственной власти, стратегических документов, целевых программ). Авторами
статьи раскрывается понятие этнополитологии как теоретической основы этнополитики. Выделяются и анализируются модели государственной этнополитики (ассимиляция, сегрегация, мультикультурализм, геноцид), дается обзор современной национально-этнической политики Российской Федерации.

Ключевые слова: ассимиляция, межнациональные отношения, мультикуль-турализм, сегрегация, этнонациональная политика

Страницы 145 — 158

ЗАЙКОВ Константин Сергеевич, кандидат исторических наук, директор Арктического центра стратегических исследований Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (Архангельск, Россия), e-mail: k.zaikov@narfu.ru
ТАМИЦКИЙ Александр Михайлович, кандидат политических наук, доцент кафедры регионоведения, международных отношений и политологии Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (Архангельск, Россия), e-mail: a.tamitskij@narfu.ru
ЗАДОРИН Максим Юрьевич, кандидат юридических наук, эксперт по правовым вопросам развития Арктики Арктического центра стратегических исследований Северного (Арктического) федерального университета им. М.В. Ломоносова (Архангельск, Россия), e-mail: m.zadorin@narfu.ru


Виталий ЛАЖЕНЦЕВ

Государство, регионы и население

За последние годы вышло много публикаций, посвященных анализу проблем государственного управления. В их числе – занимающая особое место работа В .А. И льина. Специфичны как поднимаемые в ней вопросы, так и методы исследования. Особый интерес представляет авторский взгляд на этапность в развитии российской государственности, на природу национальной идентичности. В статье рассматриваются ключевые вопросы, затрагиваемые автором, дается критический анализ наиболее спорных положений, делается попытка оценить содержание монографии с точки зрения ее вклада в теорию государственного управления.

Ключевые слова: государственное управление, национальная идентичность, регион, российская государственность, социальная солидарность, социологический опрос

Страницы 159 — 168

ЛАЖЕНЦЕВ Виталий Николаевич, член-корреспондент РАН, главный научный сотрудник Института социально-экономических и энергетических проблем Севера Коми НЦ УрО РАН, e-mail: vnlazhentsev@iespn.komisc.ru

МОЛОДЫЕ УЧЕНЫЕ

Илья РУЗАНОВ

Инновационная политика и федеративные отношения в России

В разных субъектах Федерации закреплено разное понимание инноваций: узкое (инновации как продукт научно-технического процесса) и широкое (инновации как любое новшество). В статье проанализированы подходы законодателей субъектов Российской Федерации к понятию «инновации». После закрепления термина «инновации» (в широком понимании) на федеральном уровне в 2011 г. субъекты Федерации в большинстве своем привели свое законодательство в соответствие с федеральным. Однако остается ряд регионов, чьи законы в этой сфере противоречат федеральному, есть также субъекты, которые постарались оставить
себе возможность для маневра. В статье сделан вывод о том, что такая ситуация подрывает государственное единство Российской Федерации.Для исправления ситуации предлагается принять Федеральный закон «Об основах инновационной деятельности в Российской Федерации», который должен предоставить определенную свободу субъектам Федерации, но в рамках установленной на федеральном уровне дефиниции инноваций.

Ключевые слова: государственное единство, инновации, инновационная политика, основные права, экономический федерализм

Страницы 169 — 175

РУЗАНОВ Илья Владиславович, соискатель, глава юридического департамента Благотворительного фонда «Ктиторъ» (г. Самара), e-mail: iruzanov@yandex.ru


Вера ТИХОМИРОВА

Влияние глобализации на мировую продовольственную систему в 2014–2016 гг.

Процессы глобализации активно воздействуют на мировую продовольственную систему. Стремительное развитие достижений науки и техники в прошлом веке позволило отсрочить проявление кризисных явлений в сельском хозяйстве. Однако говорить о решении проблемы голода еще рано. Исчерпаемость природных ресурсов и постоянное удорожание продуктов питания в совокупности со стремительным ростом населения планеты ставят перед мировым сообществом сложнейшую задачу по наращиванию производства сельскохозяйственной продукции, ее переработке и гуманному распределению. В статье раскрываются основные аспекты глобальной системы распределения продовольствия, характерные для 2014–2016 гг., ее социально-экономические, политические и производственные факторы. Особое внимание автор уделяет вопросам структуры питания населения, делая вывод о
том, что эта структура находится в зависимости от состояния экономик отдельных стран.

Ключевые слова: агфляция, голод, калорийность питания, мировая продовольственная проблема, продовольственная безопасность, Продовольственная и сельскохозяйственная организация ООН (ФАО)

Страницы 176 — 186

ТИХОМИРОВА Вера Александровна, аспирант кафедры государственного управления и национальной безопасности Дипломатической академии МИД России, e-mail: vtaf@rambler.ru

ИНФОРМАЦИОННЫЕ МАТЕРИАЛЫ

Решение Научно-экспертного совета при Председателе Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Экономические, бюджетно-финансовые и налоговые основы федерализма